Вопросы на карту поляка. Пальмовое воскресение. Страстная неделя.

загрузка...

 Пальмовое воскресенье

 Пальмовое воскресенье – это переходящий праздник в христианском календаре, отмечаемый за 7 дней до Пасхи.

Вербное воскресение

Вербное воскресение

С него начинается Пасхальная неделя. Традиция праздновать Пальмовое воскресенье идет в Польше со Средневековья. Ее смысл – в приготовлении к празднику, посвященному смирению, очищению от грехов и переживанию мук Христовых. Последняя неделя Великого Поста — «Страстная», «Святая» неделя — по обрядности связана с Пасхой (Pasqua). В это время совершаются богослужения в память страданий и смерти Христа, тема которых — земная жизнь Иисуса Христа, начиная от входа его в Иерусалим. Каждый день Страстной недели почитается как «Великий».

 Самый красочный религиозный праздник, предваряющий Воскресение Христово (Пасху) — это Пальмовое (Вербное, Цветное) воскресенье, которое торжественно отмечается в костелах и церквах всей страны в память триумфального въезда Иисуса в Иерусалим. Главным атрибутом этого праздника являются «пальмы», которые, однако, имеют мало общего с пальмовыми ветвями, которыми толпы горожан приветствовали Христа в Святом городе. С этим событием связан обычай освящения пальмовых веток, известный в Польше со Средневековья. В Польше роль пальм играют букеты из самшита и сушеных цветов, а также веток вербы, которая в символике церкви является знаком воскресения из мёртвых и бессмертия души. В некоторых регионах делают «пальмы» высотой в несколько метров. Их украшают лентами, крашеными травами, засушенными или искусственными цветами, сделанными из цветной промокательной бумаги. После богослужения верующие легонько ударяют ими друг друга, желая при этом крепкого здоровья, долголетия, богатства и щедрого урожая. Большие ветки украшают сладостями, фруктами, лентами и преподносят детям. Освященные ветки приносят домой и прикрепляют к изголовью постели, у распятий, очагов каминов, в стойлах, чтобы освятить дом и стол. Засушенные ветки хранят и используют как обереги при непогоде, грозе, болезнях. В старину верили, что освященные во время молебна пальмы приобретают особые свойства, например, изгоняют болезни.

 Наряду с вербой используют также веточки малины и смородины. Их срезают в Пепельную Среду и держат в сосуде с водой, чтобы они дали почки в Пальмовое воскресенье. В стержень пальмы вплетают также самшит, барвинок, бруснику, тис, плаун. В Великую субботу пальмы жгут, а их пепел используют в следующем году, когда в пепельную среду ксёндз метит верующим головы пеплом.

загрузка...

 Традиция изготовления пальм особенно хранима в Курпиях, в местности Лысэ, в церковных общинах гмины Збуйна и во многих соседних гминах, а также в Малопольше в Липнице Мурованэй и в Рабце. В зависимости от региона пальмы отличаются видом и техникой изготовления. Свою особенность имеют виленские пальмочки.

 Курпёвская пальма изготавливается из пенька срубленного деревца (ёлки или пихты), по всей длине оплетенного плауном, с вереском, брусникой, украшенного цветами из бумаги и ленточками. Верхушка деревца остаётся зеленой.

 Гуральская пальма изготавливается из пучка веток вербы, лозы или орешника. Увенчивается макушкой из сережек, пихты, разноцветных бумажных цветов, ленточек. Эти пальмы встречаются во время процессий в Липнице Мурованэй, Токарне, Рабцэ. В Липнице и в Рабцэ ежегодно проводятся конкурсы на самую длинную и самую красивую пальму. Пальма на конкурсе в Рабцэ в 2007 году была длиной 32 метра и была длиннее почти на 1,5 метра самой длинной пальмы в Липнице. Виленская пальмочка — чаще всех освящаемая пасхальная пальма. Небольшая по размерам, искусно сплетенная из засушенных цветов, мха и трав, она характерна для окрестностей Вильно, откуда пришла в Польшу несколько лет тому назад, и сразу стала пользоваться огромной популярностью. С пасхальными пальмами связано множество народных обычаев и верований: освящённая пальма хранит людей, животных, дома, поля от чар, огня и любого зла; глотание сережек предупреждает боли горла и головы; порошок из сережек, добавленный в настои из трав имеет оздоравливающую силу; сережки из освященной пальмы, смешанные с зерном для посева, подложенные в первую вспаханную борозду, обеспечивавают урожай; крестики из пальмовых веток, воткнутые в землю, предохраняют поля от града и бурь; освященные пальмы, выставляемые во время бури в окне, берегут дом от молнии; освященной пальмой надо окропить семью, что предохранит её от болезней и голода. Приметы: Если ударить ребёнка пальмовой веткой, это обеспечит ему здоровье.

 Высокая пальма принесёт своему создателю долгую и счастливую жизнь. Красивая пальма сделает так, что дети будут здоровы. Наступающая Великая Неделя — это время пасхальных обрядов, а также домашних обычаев. В Костёле самые важные из обрядов начинаются в Великий Четверг — умолкают колокола и в знак траура их заменяют деревянные трещотки.

 Пасхальная литургия призвана напомнить о последней Вечере и введении Причастия. В память того, как Христос мыл ноги апостолам, священники, польские короли и вельможи омывали ноги 12-ти нищим. Это был знак христианской покорности, любви и братства по отношению к ближним. Каждый год в Варшавском кафедральном соборе обряд омовения ног бедным и бездомным совершает примас польский, и также ежегодно в Риме обмывает и целует ноги 12 старцам Папа Римский — слуга слуг Божьих. Делал это и Ян Павел II. В Страстную субботу верующие приходят в храмы, где священники благословляют пищу, предназначенную для праздничного стола, то есть, так называемые «свяченки», ведь Великий Пост подходит к концу. В Польше традиции освящения продуктов очень давние, уходящие корнями в XIV столетие. Но если раньше святили только испеченного из хлебного теста барашка, то сегодня в пасхальной корзиночке должно быть, по меньшей мере, семь разных продуктов, каждый из которых имеет свое символическое значение. Хлеб, гарантирующий зажиточность и удачу, для христиан, прежде всего, символизирует тело Христово. Яйцо является символом возрождающейся жизни, победы жизни над смертью. Соль считается минералом, дающим жизнь, а, по древним поверья, также отгоняющим злых духов. Копченое мясо обеспечивает здоровье, плодовитость и материальное благополучие. Сыр символизирует дружбу между человеком и силами природы, хрен — физическую силу и крепость. Кондитерские изделия (прежде всего, пасхальные «бабы», куличи и мазурки) кладутся в корзинку последними и считаются символом разного рода способностей и мастерства. Традиция велит, чтобы вся выпечка была домашнего приготовления.

 Первый костельный праздник — это Пальмовое воскресение, напоминающее торжественный въезд Иисуса в Иерусалим, которого народ приветствовал ветками пальм и олив, бросая их под ноги ослику, на котором ехал Христос.

 ПАЛЬМОВЫЙ ИИСУСИК

 Пальмовый Иисусик, которого называют также Липовым или Дубовым — деревянная фигура Христа на ослике, которую возят на тележке во время торжественной процессии на Palmową Niedzielę (Вербное воскресенье). Фигуру везут по костелу и прилегающему к нему кладбищу, в Кракове же, где традиция Пальмового Иисусика была популярна в XVII и XVIII веках, и где его возили от костела до костела. Обычай, который поначалу носил характер эмоционального религиозного праздника, со временем получил характер развлечения, в связи с чем был запрещен костелом. До сего дня он сохранился лишь в Токарни около Мыщлениц и в Рабке.

 ПУХЕРОКИ

 В Кракове и его окрестностях отмечают обычай, называемый Пухероки (пухеры, пуэры, от лат. Puer – парень). Этот обычай идёт от старинных сборов пожертвований бедными студентами. Ранним утром Пальмового Воскресенья переодетые парни ходят по домам. На головах у них высокие конусообразные шапки из разноцветной бумаги, лица намазаны сажей. В поясе они перевязаны соломенными жгутами.

 Они поют пожелания праздников Воскресения Господня, и их глаголения включают в себя элементы старинных великопольских песен, колядок из церковных песнопений, комических и рифмованных диалогов. Они все вместе обходят избу вокруг, стуча по полу пухерскими палками (в форме молотков или топориков). За это получают еду, главным образом яйца и что-нибудь еще и всё это складывают в мешок. Этот потихоньку исчезающий обычай еще жив в некоторых деревушках под Краковом – в Библицах, Зелёнках и Трояновицах.

 СТРАСТНОЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

 В Страстной понедельник украшают костелы, устанавливают плащаницы — изображение тела Христа в гробу. С четверга до полудня субботы молчат колокола, а дети созывают прихожан к ежедневной мессе трещотками. Самыми траурными днями считают четверг, пятницу и субботу. Поведение верующих в эти дни определяется строгими предписаниями. Каждый день совершаются процессии с пантомимами на евангельские сюжеты. Особенно многолюдны уличные шествия с участием ряженых, многие давшие обет верующие несут на плечах тяжелый крест.

 ПОХОРОНЫ ЖУРА И СЕЛЕДКИ

 Похороны Жура и селёдки это старый народный пасхальный обычай. Великопостная еда чаще всего ограничивалась журом (жур – это похлёбка из муки, заквашенной на воде) и сельдью. Не употребляли не только мяса и растительных жиров, но также и молока и сахара. Когда Великий Пост подходил к концу, по традиции в Великую Пятницу вечером или в Великую Субботу утром происходили так называемые «похороны жура и сельди». Вынесение из дома селёдки и жура сопровождали шутливые припевки и выкрики. Селёдку, вырезанную из дерева или картона, привязывали толстой верёвкой к вербе и вешали над дорогой. Это была символическая кара повешения за шестинедельный пост. Посуду же с журом закапывали за деревней. В краковской земле закапывали также горшок с пеплом, что означало конец печали.

загрузка...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.