Вопросы на карту поляка.Пасхальные праздники и обычаи

загрузка...

ПАСХАЛЬНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

 — называется также длинным днем праздника и проходит под знаком семейных и дружеских встреч, а также это издавна день игр, ухаживаний, шалостей (озорства), пожеланий и всеобщей радости.

Пасхальный понедельник (называемый также Льющимся Понедельником, Щмигусом-Дынгусом, Обливанкой, Поливанкой, днем святого Лейка) — это второй день праздника Пасхи. В польской традиции в этот день шутливо обливают водой других людей, даже незнакомых. Обливание водой принадлежит к древней языческой практике, связанной с символическим пробуждением природы к жизни и ежегодно обновляющейся способности земли к рождению. До сего дня обычай окропления святой водой полей утром в понедельник хозяевами встречается в сёлах на юге Польши.

Традицией Пасхального Понедельника в деревнях было также подшутить над соседями. Меняли ворота, на крышу поднимали земледельческие орудия труда, прятали вёдра.

Обычаем, сохранившимся в Вельких Петровицах возле Рацибожа и в Остропе (окрестности Гливиц), является конная процессия, в которой принимает участие ксёндз. После торжественного богослужения, чтобы инициировать хороший урожай, процессия объезжает поля, которые освящает священник. Щмигусные Дзяды, ряженые, играющие на металлическом рожке, появляются с рассветом в Льющийся Понедельник в окрестностях Лимановой. Мокрый понедельник имел также свои традиции, связанные с урожаем. Хозяева с рассветом выходили на поля и кропили их освященной водой. При этом крестились и вбивали в грунт крестики, сделанные из пальм, освященных в Пальмовое воскресенье. Это должно было обеспечить урожай и защитить поля от града. Поля объезжали конные процессии. Эти обычаи до сего дня встречаются, особенно на юге Польши.

Хождение с петухом после дынгуса — это народный пасхальный обычай. В пасхальный понедельник возили живого петуха (курицу) на двухколесной повозке. Петух, который во многих культурах считается символом солнца и жизненных сил, символом урожая, символом воскресшего Христа, должен был обеспечить здоровье и успех. Петух громко кукарекал, а этого эффекта достигали благодаря тому, что заранее кормили его зерном, намоченным спиртом. Со временем живую птицу заменили искусственной, слепленной из глины, выпеченной из теста, вырезанной из доски. По традиции дынгусовую тележку красили в красный цвет и украшали сушеными стеблями злаков, трав и цветов, а также разноцветными ленточками.

 ЩМИГУСНЫЕ ДЗЯДЫ

Щмигусные Дзяды -это народный обычай, связанный с праздником Пасхи. Этот обычай существует на территории южной Малопольши и связан с деревней Добрая возле Лимановой.

В ночь с Воскресенья на Понедельник Пасхи появляются ряженые, завёрнутые в солому, которых называют щмигусными дзядами. Лица их укрыты за меховыми масками, просмоленными чулками, с вырезами для глаз и носа. Они не отзываются, издают только ворчание, трубят в металлический рожок. Жестикулируя, просят дать им что-либо, поливают водой.

С этой традицией связана легенда, которая рассказывает о том, как несколько веков назад прибыли в деревню пленники из ордынской неволи. Ордынцы отрезали им языки, изуродовали лица. Одетые в лохмотья, завернувшиеся в солому, они искали помощи. Жители деревни приняли их, и в память об этом событии деревня называется Добрая.

 РУКАВИЧКА

Рукавичка – это пасхальный обычай, который отмечают в Кракове во вторник после Пасхи.

загрузка...

Рукавичка связана с легендой о кургане Крака, который люди насыпали после смерти короля. Предание говорит, что землю носили в рукавицах, отсюда и название Рукавичка. На кургане Крика в третий день празднования Пасхи (вторник когда-то был тоже праздничным днём) проводился праздник, и с вершины холма состоятельные краковяне бросали беднякам и нищим студентам остатки с Пасхального стола: хлеб, копчёности, варёные яйца, яблоки, орехи, выпечку, сладости и мелкие монеты. Этот обычай происходит от языческих обрядов, связанных с весенним днём поминовения усопших, которые приходились на период после равноденствия. Само слово Рукавички, скорее всего, происходит не от Крака, как говорит народная традиция, а связана с культом умерших: в чешском языке сохранилось слово раков, что означает гроб, а в сербском — слово рака, означающее могилу. Допускают, что дошедший до нас с XI или XII века день святого Бенедикта, праздник которого отмечается 21 марта (в первый день весны), был реакцией костёла на живую языческую практику на Кшемёнках. К проявлениям уважения, оказываемого мёртвым, принадлежало среди прочего и бросание с вершины холма еды и монет. Во время австрийской оккупации в 1897 году Рукавичка была запрещена, и даже был прекращён доступ на холм. Для этого было два повода: власти планировали в этом месте построить артиллерийский форт, а кроме того, они хотели ликвидировать сумятицу и проявления агрессивности собиравшихся под курганом. Со временем Рукавичка переместилась на соседнюю вершину Лясоты и была связана с праздником и народными гуляньями возле костёла Святого Бенедикта на Кшемёнках.

 ПИСАНКИ

Писанка – в обычае это общее название яйца (обычно куриного, но также и гусиного или утиного) обработанного разными техниками. Обычай разрисовывания родился в Персии, что может подтвердить одна из теорий происхождения славян. Самые древние писанки дошли до нас с территории шумерской Месопотамии. Обычай раскрашивания яиц известен был и во времена римской империи. Крашение яиц — это многовековая традиция, связанная с Пасхой.

Самая старая польская писанка, найденная при раскопках в Оструве, пришла к нам из X века, однако, похоже, что украшение яиц было известно славянам и раньше. Интересно, что техника изготовления Острувской «писанки» почти не отличается от той, которой пользуются в наши дни. В польской культуре крашеные пасхальные яйца стали элементом народного искусства, характеризующего отдельные районы страны. Традиционные «писанки» делают при помощи инструмента в форме воронки, которым наносят орнамент из топленого воска, который после того как высохнет, не впитывает краску. В некоторых районах страны яйца оклеиваются белой сердцевиной камыша и цветной пряжей, или же миниатюрными узорами из бумаги. Писанки имеют разноцветные узоры. Их рисуют (раньше говорили пишут) на скорлупе горячим растопленным воском, а потом опускают яйца в красители. Орудием письма выступают шпильки, иголки, ножи, шила, соломинки и деревяшки. В процессе христианизации писанку включили в элементы пасхальной символики. Сегодня писанки делают перед Пасхой и всё реже на Святое Яро. Яйца не могут не быть среди праздничной еды. Они должны символизировать возрождающуюся к жизни природу и одновременно с этим надежду, которую христиане черпают из веры в воскресение из мёртвых Христа. В зависимости от техники исполнения праздничные яйца могут называться по-разному. В Поморье повсеместно известны «крашенки» (их называют также малеванками или бычками), то есть яйца, крашеные в один цвет, полученный благодаря натуральным краскам из листьев, отвара древесной коры, луковой шелухи, шишек, цветов мальвы, ромашки, тростника, ореховой скорлупы, крапивы, а также хвойных иголок и многих других растений. Использовали растения, которые позволяли получить разные цвета:

Коричневый (рыжий): луковая шелуха.

Чёрный: кора дуба, ольхи или скорлупа итальянского ореха.

Жёлтозолотистый: кора молодой яблони или цветок ноготка.

Фиолетовый: лепестки цветка тёмной мальвы.

Зелёный: побеги молодой ржи или лепестки барвинка.

Розовый: свекольный сок.

Кроме того, существуют:

Оклейки (наклейки) яйца украшаются камышом, лепестками сирени, кусочками цветной блестящей бумаги, ткани и т.п.

Также известны рисованки, скребёнки и ободранки.

В Силезии крашеные яйца украшают искусными узорами, выцарапанными острым предметом на крашеной скорлупе.

В прошлом украшением пасхальных яиц занимались только женщины. Расписанные узорами или крашеные яйца получали сначала члены семьи и дети, а позже, в пасхальную неделю — друзья и знакомые. Если юноша или девушка дарили друг другу «крашенку», это означало симпатию.

По традиции, освященные продукты едят во время торжественного завтрака после воскресной пасхальной заутрени. Все садятся за стол, который, как правило, ломится от колбас, паштетов, рулетов, ветчины и других мясных изделий. На столе непременно должны быть разнообразные блюда из птицы, а также яйца, пасхальные «бабы», куличи, мазурки и творожники. Из горячих блюд к праздничному завтраку подают жур с белой колбасой, или на бульоне из копченостей, суп из хрена с яйцом и белой колбасой, или обычный борщ с яйцом. Накрытый белоснежной скатертью стол украшают разноцветными «писанками», весенними цветами, ольховыми сережками, барвинком, композициями из зеленых трав. Непременным украшением пасхального стола является барашек из сахара, теста или глазури.

Перед началом завтрака, участники застолья делились друг с другом крутым яйцом.

Самые древние писанки дошли до нас с территории шумерской Месопотамии.

Обычай раскрашивания яиц известен был и во времена Римской империи. Самые старые польские писанки пришли из X века, однако, похоже, что украшение яиц было известно славянам и раньше. Когда-то украшением яиц занимались исключительно женщины, мужчинам в то время нельзя было заходить в дом. Если бы так произошло, он мог их сглазить. Очень долго церковь запрещала есть яйца во время Пасхи. Запрет был снят в XII веке, но перед едой надо было прочитать специальную молитву. Это происходило от стремления отделить традиции церкви от обрядности языческого мира, связанного с культом мёртвых, в которых яйцо — начало новой жизни — играло важную роль. От традиционных русских писанок ведут свою традицию знаменитые пасхальные яйца, которые исполнялись в конце XIX века петербургским ювелиром Петером Карлом Фаберже. Яйца, изготовленные из полудрагоценных камней, соединенных с благородными металлами различными ювелирными техниками, сначала изготавливались исключительно для царской семьи. Позже их делали и для других достойных людей, рождались имитации, изготавливавшиеся другими фирмами.

Другими известными произведениями русского искусства, идущими от народных писанок, являются яйца, или чаще их деревянные имитации, покрытые чёрным лаком и украшенные миниатюрной темперной живописью. Так украшенные яйца исполняли в Палехе, местности старой традиции иконописи, а сегодня им подражают народные и профессиональные художники из разных регионов. Сегодня торжественному завтраку в Пасхальное Воскресенье предшествует обмен освященными яйцами. Как и Рождественский обычай преломления облатки, это служит выражением расположения.

Единственный в мире музей писанок находится в Коломые (бывшая территория Польши, ныне город в Ивано-Франковской области Украины – М.Ф., Ю.В.)

 ВАЛЯТКА

Валятка (называемая также выбитками) это была известная пасхальная забава (на Руси это называлось катанием яиц). Были разные виды этой забавы: двое катали пасхальные яйца просто по столу, сидя напротив друг друга, или по специальному желобу.

ЭМАУС

 С пасхальными церковными праздниками были связаны также различные местные традиции. В Кракове очень популярным был (и остается) так называемый «Эмаус» — народное гуляние, которое устраивалось в понедельник Пасхи в память о пути апостолов в городок Эммаус, находившийся в 11 километрах от Иерусалима, где им должен был явиться восставший из мертвых Христос. По дороге он встретил двух своих учеников, которые разговаривали о том, что случилось. Сам Иисус пошел рядом с ними, но они его не узнали. Это событие описывается в Евангелии от Луки. В монастыре Норбертанок на Зверинце, а точнее, в предместье Кракова — Сальваторе на углу улиц Эмаус и Костюшко в этот день происходило богослужение. Уличные торговцы раскладывали на прилавках дешевые блестящие украшения, свистки, игрушки и сладости. Краковские подмастерья, а также молодые парни, приезжавшие в город на «эмаус» из окрестных сел, заигрывали с девушками, шлепая их ветками вербы, а также демонстрировали свою молодецкую удаль в палочных боях. Толпы, собиравшиеся у костелов, наблюдали шествия религиозных братств с бубнами, со знаменами братств и святыми образами. Сегодня на прилавках, кроме традиционных игрушек и изделий народного промысла, появляются, к сожалению, штампованные пластиковые безделушки, но всё равно «эмаус» по-прежнему приносит большую радость и малышам и взрослым.

Праздник не обходится без ларьков, тиров, детских каруселей, лотерей с фантами и т.п. На лотках лежат пластиковые игрушки, колечки с разноцветными камешками, сладости, в том числе и традиционные пряничные сердца. Особенность краковского праздника – деревянные фигурки еврейских музыкантов и евреев, читающих Тору. Нынешний Эмаус для краковян способ семейно отметить второй день праздника, возможность встреч со знакомыми. По традиции торжественную литургию в Пасхальный Понедельник проводит Архиепископ Кракова. Популярности старого обычая способствует близкое соседство Вольского Леска и Кургана Костюшко — традиционных мест прогулок.

загрузка...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии

Вопросы на карту поляка.Пасхальные праздники и обычаи — 4 комментария

  1. Как правильно учить всё если там что учить на русском , а будут спрашивать на польском.

  2. Тут не на польском ,а на русском ,а как бы договориться и не сдавать очень много учить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.