Вопросы на карту поляка. Рождественский период.

загрузка...

Если вам припадет сдавать на карту поляка зимой — будьте спокойны — обязательно спросят о Рождестве, столе, сервировке (консул-женщина).

Рождественский период

Рождественский период начинается 24 декабря с навечерия Рождества Христова и заканчивается в воскресенье после праздника Богоявления, отмечаемого 6 января. Этот период посвящается одному из главных великих праздников — Рождеству Христову. Канун праздника, 24 декабря — это самый короткий световой день и самая длинная ночь в году. А с 25 декабря, который является главным днем праздника и днем зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: «Я — свет миру» (Ин. 8: 12). Праздник отмечается в течение 8 дней (октавы). На период его празднования выпадают такие дни памяти, как св. мученика Стефана (26 декабря), св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (27 декабря), свв. Невинных Младенцев Вифлеемских (28 декабря). В воскресенье, выпадающее на один из 8 дней празднования Рождества (октавы), или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы. Завершает Рождественский период праздник Богоявления («Трех царей»), отмечаемый 6 января. В первое воскресенье после Богоявления отмечается праздник Крещения Господня, который является заключительным днем Рождественского периода.

 Wigilia i Boże Narodzenie (Gwiazdka)

СОЧЕЛЬНИК. РОЖДЕСТВО ГОСПОДНЕ

загрузка...

Праздником, который в польской традиции занимает очень важное место, является Рождество. Особая атмосфера царит в канун Рождества — Сочельник (в Польше он называется Вигилия). С этим днем связано больше всего обрядов, обычаев и верований. Сочельник — самый семейный польский праздник. Он был установлен в IV в., но лишь двумя веками позднее были введены сочельниковые богослужения в литургию Всеобщей церкви. Содержанием его является легенда о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это самый торжественный в католицизме праздник с тремя церковными богослужениями, совершаемыми в полночь, на рассвете и днем (то есть в лоне Отца, в чреве Богоматери и в душе верующих). Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого прихожанина. В польской традиции первая яркая звезда, которая показывается в сумерках на зимнем небе, 24 декабря (во время перелома зимнего солнца, в самый короткий день года, в начале нового солнечного года, а в церковном календаре – в ночь Рождества Христова) является знаком того, что близится Рождество Христово (Natale, Noel, Navidad) – ежегодный великий праздник. Согласно обычаю, все приготовления должны закончиться в сочельник, до сумерек и до появления на небе первой звезды. Обычай также требует, чтобы в день сочельника не начинали ссор, а наоборот, простили все обиды, имели для каждого улыбку и доброе слово. Теперь во всех домах хорошо убрано и горит елка. Она, одна, принадлежит младшим традициям праздника, которая в Польшу пришла из Германии и то лишь в середине XIX века. Елки сначала появились в городах и, главным образом, в домах горожан немецкого происхождения. В деревне, особенно в южной и центральной Польше, еще в период между войнами (между двумя мировыми войнами) они были редкостью. Первые елки украшались яблоками, орехами, пряниками и разными печеностями, разноцветными бумажками, украшениями из облаток и свечек.

Со временем появились на елках и другие украшения. Сначала это были «цацки», изготовленные собственноручно из простой и цветной папиросной бумаги, из соломы, перышек и пустых яиц, гирлянды, разные висюльки, клоуны, звездочки, ангелочки и т.п., позднее, особенно в последнее время, на елках появились всем известные готовые украшения, которые продают в магазинах: стеклянные шары и разноцветные электрические лампочки. Наиболее известным и характерным элементом праздника в Польше, который имелся как в деревне, так и в городе, в крестьянских хатах и дворянских дворцах и даже в резиденциях магнатов была солома, чаще всего в снопах, которую ставили в углу столовой. По столу разбрасывали сено, а на него клали скатерть или белое льняное полотно и рассыпали разные хлебные зерна. В некоторых регионах Польши солому рассыпали по всему полу, а маленькие снопики и мешочки с зерном клали под стол (Сондецкая Земля, Жешовское Нагорье). По старинному поверью, они несли хороший урожай, достаток в доме, но также напоминали о яслях – месте, где был рождён Иисус Христос. После вечери солому подбрасывали высоко под потолок — для буйного роста зерна (что называлось бросанием копен). Кроме того, из соломы, находящейся в избе, скручивали соломенные жгуты и для обеспечения урожая обвязывали ими плодовые деревья в саду. Сено и солома в доме в дни Сочельника должны были также напоминать о том, что ребенок Иисус родился в яслях, что он был возложен в яслях на сено, и присутствовавший при этом скот поклонился ему и согревал его своим дыханием.

Порой в селах старые люди, привязанные к праздничным традициям своих предков, еще ставят сноп соломы в углу комнаты, где накрыт стол для вечери сочельника. Чаще, однако, на стол кладут лишь символическую горстку сена или соломы под скатерть, которой накрывают праздничный стол.

В некоторых домах прижился также обычай класть под скатерть деньги, а после ужина в Сочельник — класть в кошелек рыбьи чешуйки или кости. Всё это должно обеспечить семье богатство и благополучие в наступающем году. На стол обязательно ставят дополнительный прибор для случайного гостя или одинокого путника, если таковой заглянет на огонек. Пустая тарелка — это также память о близких, которых уже нет с нами.

Давным-давно в Польше Сочельник Рождества Христова считался днем, ход которого предрешает, как пройдет весь будущий год. А значит, следовало прожить его в полном мире и согласии с домочадцами и знакомыми, никого не огорчать и проявлять друг к другу знаки внимания и уважения. Всю домашнюю работу надо было закончить до наступления сумерек, перед ужином, который был и есть самым важным моментом Сочельника. Сигналом к началу торжественного ужина считается появление на небе первой звезды. Застолье предваряется чтением фрагмента Нового Завета о рождении Иисуса, затем все делятся друг с другом облаткой — освященным хлебцем в знак единения, любви, дружбы и мира. Откуда взялся сохранившийся во всей Польше по сей день прекрасный и волнующий обычай ломать облатку и делиться ей перед началом вечери сочельника? Этот обычай идет от древнехристианских ритуалов разделения и раздачи жертвенных хлебов. Это были маленькие хлебы и хлебные плитки, похожие на те, которыми пользуются в религиозных мистериях. Этими хлебами обменивались между собой религиозные ордена и братства.

Раздавали их также и верующим, чтобы во время Рождества они их переламывали и ели в знак братства и принадлежности к христианскому сообществу. В средние века в Западной Европе эти хлебы были заменены видом обрядовой выпечки, похожей на знакомые нам сегодня облатки, печенные из пшеничной муки и чистой воды, в металлических формах с выгравированными внутри религиозными символами, сценами из жизни Христа и Святого Семейства, которые отпечатывались и были видны на готовых облатках. По сей день некоторые монашеские братства занимаются изготовлением облаток.

Первая звезда, появляющаяся на небе в вечер сочельника — это знак того, что вскоре должна начаться праздничная вечеря, которая во всей Польше является самым важным моментом домашнего празднования Рождества. И каждый год в сочельник Рождества Господня, в сумерках, на всем пространстве Польши, в городах и селах пустеют улицы. На несколько часов замирает даже уличное движение в больших городах. Во тьме горят ярко освещенные окна и зажженные на елках лампочки, и все в праздничном настроении собираются вокруг накрытого для вечери стола с облаткою в руках, чтобы преломить ее и поделиться ею в знак единения и мира, любви, братства, дружбы и совместного участия в великом празднике, чтобы обняться и обменяться лучшими праздничными пожеланиями. Только после этой церемонии можно приступить к постной вечере, в зависимости от региона называемой вилией, вигилией, кутьёй (от названия традиционной еды сочельника, распространенной в восточных районах Польши), посьником или постником.

Сочельный стол старательно накрывается лучшей в доме белой скатертью (некогда клавшейся на толстый слой сена). На почетном месте, на отдельной тарелке, на буханку хлеба, который обычно ставится на середину стола, либо на клочок сена кладут облатки (знайте как делиться облатками!).

Как видим мелочей в подготовке на карту поляка нет.

загрузка...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.