Вопросы на карту поляка. Традиционные народные праздники ч.1.

загрузка...

При сдаче собеседования на карту поляка, консул может вас спросить о народных праздниках. Вопрос может быть задан по названию праздника или же по самой его сути.

Щюда Баба

Щюда Баба (Siuda Baba)

Щюда Баба

Щюда Баба

– это старый польский обычай, который соблюдается в Пасхальный понедельник (следующий за Пасхой день).

Эта традиция связана с весенними славянскими обрядами и свой источник имеет в легенде о языческом капище на Леднице (в районе Кракова). Служительница, которая стерегла в ней огонь, раз в год весной выходила искать себе замену. Она заходила в дома и искала девушку. Та кого выбирали могла откупиться (чаще всего хорошо угостить Щюда Бабу), но если ей это не удавалось, она занимала место в капище. Щюда Баба черна от сажи, потому что весь год ухода за огнем ей не разрешалось мыться.

загрузка...

Щмигус-дынгус

Западные славяне на пасхальной неделе практиковали массовые обливания. Понедельник считался мужским днем (от мала до велика поливали девушек и женщин), вторник был днем женским.

В Польше понедельник знаменовал наступление «щмигусадынгуса»(Śmigus-dyngus)-обычая, связанного со вторым днём Пасхи, в ходе которого парни обливали понравившихся им девушек водой. В ответ, если симпатия была взаимной, девушки одаривали парней крашенками (крашеные яйца) или преподносили другие знаки внимания.

До XV века дынгус и щмигус были двумя отдельными обычаями. Дынгус (дынгусование) означал принуждение к подаянию, чаще всего в виде яиц, под угрозой купели. Щмигус – это удары, стегание розгой, веткой или пальмой. Первые документальные упоминания об обычаях такого рода в Польше существуют с XV века и происходят от уставов синода познанских диецизий, которые предостерегают от практики, имеющей, несомненно, грешный потенциал: «Не допускайте, чтобы во второй и третий пасхальный день мужчины женщин и женщины мужчин унижали, отнимая у них яйца и другие подарки, что обычно называют дынговать, ни в воду толкая, потому что своеволие и мучения такие не обходятся без смертного греха и унижения имени Божьего». Обливание касалось молодых девушек. Поливание водой сначала не было известно, к примеру, в Поморье, где оно распространилось после 1920 года. В некоторых районах, например, в Цешиньском, обычаи объединились: сначала обливали водой, а потом сушили легкими ударами веток. Во время пасхальных обливаний также оценивалось поведение той или иной девушки: считалось даже постыдным, если ее не облили в пасхальный понедельник, тем самым осудив за развязное поведение или иные прегрешения. Девушка, которую не облили и не похлестали, считала себя оскорбленной и беспокоилась, поскольку это означало отсутствие интереса со стороны местных кавалеров.

На следующий день, во вторник (который был также праздничным днем) реванш брали девушки. Термин дынгус первоначально означал выкуп, что указывает на совместное существование двух, возможно отдельных, обычаев. Со временем слова щмигус и дынгус слились в щмигус-дынгус, что впервые было отмечено в послевоенном Словаре Правильного Польского языка Станислава Шобера. Происхождение этого обычая не вполне известно, а комментаторы основываются на зыбкой почве гипотез. Возможно, речь шла об акте очищения и увеличении плодовитости. Во многих районах на второй день после Воскресения Христова водой поливали не только девушек и женщин, но и землю, чтобы не скупилась на урожай, а также скот и коров, чтобы давали больше молока. Одних обычай обливания водой должен был предохранять от болезней и способствовать плодовитости и был дохристианским обрядом славянского происхождения, другие выводили его из Иерусалима, где собиравшихся поговорить о воскресении евреи отгоняли от своих окон водой. Уже сама многозначность символа воды давала возможность множества интерпретаций. Можно предположить, что обычай обливания водой имеет корни в языческих традициях и является знаком радости, связанной с уходом зимы. Церковь добавила символику очищающей силы воды.

загрузка...

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.